Историческая справка о подразделениях по вопросам миграции

Историческая справка о вновь созданных подразделениях по вопросам миграции была бы неполной без истории ФМС. В связи с чем, совершим небольшой экскурс в историю создания службы. 

Эволюционный процесс развития миграционных процессов совпал с периодом зарождения в нашей стране первых признаков гражданского общества и многонационального государства. Появился ранее не знакомый россиянам принцип личной свободы. Отныне вопрос о смене места жительства решался каждым человеком на основе его личных предпочтений. Миграция нередко стала носить характер поиска сезонной работы или бегства от войн и религиозных преследований. К началу 20 столетия к складывающимся тенденциям миграционных процессов стали относится с опаской.

С началом демократических реформ в стране началась настоящая "миграционная паника". Рост безработицы, неуверенность в завтрашнем дне. Согласно неофициальным данным, число наших граждан работающих за рубежом, колебалось на уровне одного миллиона человек. В большинстве случаев, нелегально - с истекшей визой, без права на работу, зачастую без документов, удостоверяющих личность. В начале 1990-х годов Россия не была готова принять, обустроить на своей территории такую массу обездоленных людей. Не было опыта, средств, законодательной базы и соответствующего государственного органа.

В 1992 году Указом Президента Российской Федерации создана Федеральная миграционная служба России. Знаменательным днем для сотрудников миграционной службы является 14 июня 1992 года.

На первом этапе своей деятельности, службе приходилось решать сразу несколько ключевых задач. Прежде всего, организовывать встречи и размещение сотен тысяч людей, большинство из которых - наши соотечественники, вынужденные покинуть места своего постоянного жительства. Многие люди, которые жили некогда в едином мирном государстве, оказались перед нелегким выбором: или остаться в своих уже небезопасных домах, или искать спасения в России. Новая структура должна была оперативно включиться в решение абсолютно новых, не знакомых и очень болезненных проблем.

В конце 1999 года Указом Президента России ФМС была преобразована в Министерство по делам федерации, национальной и миграционной политике Российской Федерации. Министерство было образовано на базе Службы и бывшего министерства по делам национальностей.]

В конце 2001 года Министерство по делам федерации, национальной и миграционной политике было ликвидировано, а его функции были переданы трем ведомствам: МВД занималось миграционной политикой, МИД - вопросами работы соотечественников за рубежом, Министерство экономики заведовало экономическим блоком вопросов.

Но и в таком виде Служба просуществовало недолго. Меньше чем через год -  23 февраля 2002 года Указом Президента Российской Федерации №232 "О совершенствовании государственного управления в области миграционной политики" функции иммиграционного контроля и координации действий федеральных органов исполнительной власти субъектов Федерации по вопросам миграции исполняло МВД России.

В соответствии с п. 13 Указа Президента РФ от 09.03.2004 года № 314 образовано ФМС России, которой переданы правоприменительные функции, функции по контролю и надзору и функции по оказанию государственных услуг в сфере миграции МВД России.

5 апреля 2016 года был подписан указ №156 «О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции». Согласно этому указу Федеральная миграционная служба Российской Федерации перестала существовать как отдельное ведомство. Все функции и полномочия ФМС  перешлик Министерству внутренних дел РФ.

На сегодняшний день ОВМ УВД по СЗАО ГУ МВД России по г. Москве составляет 15 штатных единиц (из них: 10 – аттестованные сотрудники, 2 – ФГГС и 3 – специалист в/н), вместе с территориальными подразделениями штатная численность составляет – 121 единицу (из них: 53 – аттестованные должности, 46 – ФГГС, 22 – вольный наем).

Отдел по вопросам миграции УВД по СЗАО ГУ МВД России по г. Москве с  июня 2017 года и по настоящее время возглавляет подполковник полиции Веряева Людмила Александровна.Веряева Л.А.осуществляет непосредственное руководство деятельностью Отдела, а также контроль и координацию деятельности подразделений по вопросам миграции отделов МВД России по районам г. Москвы, расположенных на территории Северо-Западного административного округа г. Москвы, включающее в себя планирование, учет их деятельности и несет персональную ответственность за надлежащее выполнение, возложенных на Отдел и подразделения по вопросам миграции отделов МВД России по районам г. Москвы, расположенных на территории СЗАО г. Москвы, задачи и функции.

Основными задачами ОВМ  являются:

1. Исполнение государственной функции контроля и надзора за соблюдением положений миграционного законодательства Российской Федерации иностранными гражданами и лицами без гражданства и за соблюдением правил привлечения работодателями, заказчиками работ (услуг) иностранных работников в Российскую Федерацию и использования их труда.

2. Осуществление миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации.

3. Реализация во взаимодействии с другими территориальными органами федеральных органов исполнительной власти мер по предупреждению и пресечению незаконной миграции.

4. Участие в формировании региональных и федеральных баз данных в установленной сфере деятельности.

5. Обеспечение в пределах своей компетенции защиты сведений, составляющих государственную и иную, охраняемую законом, тайну.

6. Производство по делам об административных правонарушениях.

 

Основные функции и направления деятельности ОВМ и территориальных подразделений:

 

1. Осуществление федерального государственного надзора (контроля) за:

1.1. Соблюдением иностранными гражданами и лицами без гражданства, должностными лицами, юридическими лицами, иными органами и организациями правил миграционного учета.

1.2. Соблюдением иммиграционных правил иностранными гражданами и лицами без гражданства.

1.3. Соблюдением правил привлечения работодателями, заказчиками работ (услуг) иностранных работников в Российскую Федерацию и использования их труда.

1.4. Исполнением иностранным гражданином или ЛБГ назначенного ему административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации в форме контролируемого самостоятельного выезда из Российской Федерации.

2. Осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации:

2.1. Реализацию мер по предупреждению и пресечению незаконной миграции, иммиграционный контроль в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства.

2.2. Производство по делам об административных правонарушениях в пределах установленной компетенции.

2.3. Возбуждение дел об административных правонарушениях за нарушения миграционного законодательства.

2.4. Рассмотрение дел об административных правонарушениях в пределах компетенции, определенной ст. 23.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении физических, юридических и должностных лиц.

2.5. Направление материалов дел об административных правонарушениях для рассмотрения по подведомственности.

2.6. Обеспечение исполнения постановлений по делам об административных правонарушениях, взаимодействие с подразделениями службы судебных приставов, подготовка и направление представлений об устранении причин и условий, способствующих совершению административных правонарушений

2.7. Продление либо сокращение срока временного пребывания иностранных граждан или лиц без гражданства в Российской Федерации.

2.8. Подготовку и предоставление, в установленном порядке и в установленные сроки, ведомственной статистической отчетности.

2.9. Осуществляет, в установленном порядке, мероприятия по административному выдворению за пределы Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства.

2.10. Оформление и направление в МВД России в установленном порядке материалов для принятия решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации.

2.11. Осуществляет миграционный учет иностранных граждан и лиц без гражданства.

2.12. Осуществляет регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.

2.13. Выдачу и замену гражданам Российской Федерации основных документов, удостоверяющих их личность на территории Российской Федерации.

2.14. Оформление и выдачу паспортов гражданам Российской Федерации для выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию.

2.15. Учет выданных, утраченных, похищенных и признанных недействительными паспортов гражданина Российской Федерации. 

2.16. Оформление и выдачу приглашений иностранным гражданам и лицам без гражданства на въезд в Российскую Федерацию, а также ведение учета оформляющих приглашение юридических лиц.

2.17. Проведение государственной дактилоскопической регистрации.

2.18. Исполнение решений о депортации иностранных граждан и лиц без гражданства, а также о неразрешении (разрешении) въезда в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства.

2.19. Ведения адресно-справочной работы.

2.20. Проведение приема граждан, своевременное и полное рассмотрение устных и письменных обращений граждан и организаций, принятие по ним соответствующих решений и направление ответов в установленный законодательством Российской Федерации срок.

2.21. Участие в установленном порядке в формировании федеральных баз данных в установленной сфере деятельности, своевременное внесение в них сведений.

Официальный сайт Министерства внутренних дел Российской Федерации
© 2019, МВД России